Get Adobe Flash player

3 — О Слове

О средствах коммуникации

Для тех, кто читал отчет «Кому нужен Ваш образ», понятия и определения будут понятны априори. Для тех же, кто читает мои статьи впервые, поясню в двух словах.
Человек, в отличие от остальных животных, обладает развитым разумом. Каждый вид животных неповторим в природе, поэтому для того, чтобы понять предназначение человека, отделим его отличительную особенность (разум) от его «тела», представляющего собой нормально функционирующий организм со всеми инстинктами, системой «внутренней безопасности» и прочими нормально действующими системами.
Итак, рассмотрим систему «тело» + «разум», а также взаимосвязи между ними.
На этой основе и средства коммуникации будем рассматривать не только между людьми, их телами и разумами, но и «внутри» самого человека.

Итак, коммуникации на уровне разумов назовем интеллектуальными, а на уровне тел — эмоциональными.

Для начала попытаемся отделить друг от друга эти нераздельные составляющие, насколько это возможно. Чего ни сделаешь ради познания.

Попробуем разобраться с интеллектуальной связью. В случае интеллектуальной коммуникации речь идет о передаче интеллектуального содержания некоторых состояний разума. Эти состояния можно назвать мыслями, выраженными в словах. Мысли – понятия очень объемные, появление и формирование (осознание) мысли – процесс именно коммуникации между разумом и телом. Так вот, когда мысль оформляется в словах (понятиях) и может быть таким же образом передана другим людям, она и становится содержанием интеллектуальной информации.

«Принимающая сторона», в случае, если она также способна внутренне переживать подобные состояния разума, понимает эту информацию. Проще говоря, чтобы воспринимать принимаемую информацию, нужно быть готовым, подготовленным к приему.

Эти состояния разума не могут полностью совпадать у источника информации (например, говорящего) и приемника (слушающего) в силу того, что опыт предыдущих переживаний (состояний разума) у всех людей индивидуален. Исключениями можно считать совместные бурные переживания, где по некоторым параметрам люди переживают примерно одинаково. В этом случае для передачи информации (напоминания об определенном состоянии разума) достаточно одного знака (намека).

Но в любом случае неизбежно воздействие индивидуальности.

Можно сделать предварительные выводы:

-точность передачи интеллектуальной информации (адекватность понимания) зависит от подготовленгности участников;

-точность передачи индивидуальной информации можно контролировать и улучшать.

Справедливость этих выводов подтверждается способами преподавания. Максимального успеха достигает тот учитель, который смог научить ученика учиться, а не создал из него «базу данных», не подкрепленных соответствующими состояниями разума.

А что же эмоциональная составляющая?

Эмоциональные переживания хотя в принципе неотделимы от интеллектуальных, но присущи именно нашему «телу». Можно сказать, что они олицетворяют собой духовную жизнь нашего тела. А что же разум, неужели он не участвует в духовной жизни? Конечно же участвует, но опосредованно, через воздействие на эмоции.

Состояния страха, радости, грусти, восхищения и многие другие могут передаваться без передачи слов. Эмоции, выражаемые бурно, могут заразить огромные группы людей. Это особенно проявляется в моменты паники, вспышек ненависти, да даже во время банального спортивного соревнования. Реакции людей могут быть разными – от всплеска эмоций, переходящих в слезы, агрессию и так далее, но состояние передается однозначно.

Посредством чего передается это состояние? Очевидно, что из изученных человеком средств восприятия одним из главных является способность тела воспринимать звуки. Человек воспринимает большой диапазон частот звуков. Для восприятия «слышимых» (доступных для восприятия информации о них разумом) звуков у человека есть слуховой аппарат, все остальные он воспринимает всем телом, каждым своим органом и тело соответственным образом реагирует на них. В слышимом диапазоне человек способен подключать свой интеллект и анализировать некоторые звуки, в неслышимом – тело само определяет характер звука и степень опасности для организма и соответственно реагирует независимо от разума.

Для иллюстрации эмоциональной коммуникации возьмем одну их самых красивых составляющих нащей жизни – музыку. Каждый звук, воспринимаемый человеком, вызывает у него определенную ассоциацию, набор же звуков вызывает сложную гамму переживаний и переходов между ними. С помощью такого сильного и специфического инструмента отображается внутренний мир человека, процессы, происходящие в его организме, воспроизводится его реакция на внешний мир, в котором человек – неотъемлемое звено.

Какова же связь эмоциональной и интеллектуальной составляющей в этом плане? Нужно ли усиливать или корректировать эмоциональные переживания, вызванные каскадом звуков или словами? Усилить воздействие музыки словами невозможно, поскольку человек будет вынужден постоянно прерывать эмоции для понимания значений слов. Зато вполне вероятен обратный подход. Музыка, находящаяся на заднем плане, может подготовить нужное состояние для восприятия интеллектуальной информации.

Попробуйте передать определенное состояние словами, вряд ли это удастся, зато звуками это сделать значительно легче. В «живом» разговоре мы используем кроме слов еще и интонации, которые усиливают эффект передачи нужной информации, настраивают наши тела на нужную «волну». В отличие от разговора, книги передают только интеллектуальную информацию, поэтому реакции различных людей на одни и те же буквы совершенно различны.

Музыка же сама по себе не требует интеллектуализации, ее не нужно переводить в понятия или образы. Вспомните прозападные сериалы, где за кадром раздаются слова или смех в «нужных» авторам местах. вас это не раздражает и не отвлекает ваше личное восприятие? Таким же образом словесная расшифровка музыкального произведения, указывающая на то, что должно быть пережито или какие образы должны будут прочувствованы в ходе его исполнения, только замутняет восприятие музыки, лишает непосредственности и остроты.

Конечно же, можно создать своеобразный музыкальный «язык«, где каждому образу будет соответствовать определенный набор звуков, но в данном случае это будет просто-напросто новый язык и не более того. Подберите для этих звуков буквы и … Эту музыку можно назвать «знаковой». Такую музыку необходимо изначально изучить, а затем слушать и понимать, наслаждаться уже чистотой соответствия в исполнении.

Есть у музыки и такая интересная черта: она заставляет переосмысливать свои внутренние переживания, сопоставлять с другими образами и способами восприятия. Так зарождались танцы, песнопения и другие проявления духовной жизни «тела».

 

Выводы. Итак, мы с Вами разобрались, какую информацию можно условно считать интеллектуальной, а какую – эмоциональной. Увидели, насколько тесно они между собой взаимосвязаны и насколько разум человека способен «запутать» тело и подменять интеллектуальной информацией эмоциональную. Эта способность разума обладает свойством бумеранга – при неправильном ее использовании интеллектуализированные эмоции зачастую наносят вред своим собственным телам и телам (а с ними и душам) других людей! Поэтому и поднятая тема никогда не лишится актуальности. От правильного понимания этой самой актуальности зависит эмоциональное и душевное состояние уже миллиардов людей …

О средствах коммуникации

1 комментарий: 3 — О Слове

Страница 1 из 11
Страница 1 из 11

Добавить комментарий

Издать книгу
Литературно-издательское агентство Альбион поможет вам издать книгу в Великобритании и США
Учимся издавать книги
Обучение изданию книги в бумажном и электронном видах
Золотая рассылка
Новости!
Хорошие новости! Издательство АЛЬБИОННаше издательство электронной книги Virt & K заключило договор с издательством Альбион о преимущественном издании наших авторов за границей. В основном, это западные страны с развитой русскоязычной диаспорой. Теперь наши возможности расширились. Приглашаем к сотрудничеству! Пишите сюда! lit@albion-publisher.com
Архивы
Статистика
Сегодня посетили: 32
Всего посещений: 628
Счетчики
Информер тИЦ